С далекого австралийского континента доносятся первобытные звуки диджериду, воспроизводимые музыкантами со всего мира. В них слышится предгрозовой рокот, гул ветра и шепот шамана. Кажется, будто высшие силы говорят с нами через этот уникальный инструмент.
Ученые не без основания полагают, что диджериду – старейший музыкальный инструмент на земле. Над его созданием поработала сама природа: в засушливые времена термиты выедали внутреннюю часть ствола эвкалипта, оставляя нетронутой плотную кору. Австралийские аборигены срезали эти деревья, прочищали их и приделывали мундштук из воска, через который дули в трубу. При этом раздавался протяжный, низкий гул, который вселял в людей трепетный страх.
Диджериду (иногда его называют идаки) - это уникальный этнический инструмент коренных австралийцев, который очень полюбился жителям других стран. Не только удивительное звучание привлекает фолк-музыкантов, но и необычный внешний вид инструмента. Идаки представляет собой полую трубку длиной до 3 метров. Ее поверхность украшают резьбой или росписью, а иногда просто покрывают цветным лаком. Играющий на инструменте всегда выглядит таинственно и необычно.
История диджериду
Многие европейцы ошибочно полагают, что труба диджериду использовалась аборигенами для проведения ритуала вызова дождя. На самом деле это не так. Чтобы понять, какое значение имеет идаки для жителей континента, необходимо обратиться к австралийской мифологии.
Аборигены верят в существование Времени сновидений – периода, когда не существовало ни времени, ни нашего мира. Когда божественные духи Ванджина уснули, им приснился наш мир, который при этом материализовался. Некоторое время божества жили среди людей, а потом отправились в высшие миры. Но прежде они оставили человечеству дар – диджериду. Звуки инструмента создают трансовое окно, через которое духи могут посетить наш мир и наоборот.
Языческий ритуал «корробори»
С давних времен и по сегодняшний день аборигены используют диджериду для проведения языческого ритуала корробори – праздник соединения с духовным миром. Ритуал имеет древнейшие корни и несет в себе сакральный смысл.
Подготовка к таинству начинается с раннего утра. Мужчины наносят на кожу специальные рисунки при помощи охры и угля, украшают себя перьями и разноцветными бусами. Затем повязывают на бедра повязку красного цвета. В полдень мужчины племени уходят далеко в пустыню, где раскладывают по кругу костры и камни, на которых будут сидеть музыканты. Женщинам на празднике присутствовать строго запрещено. Увидеть ритуал или хотя бы услышать далекое эхо пения опасно для жизни, так как это грозит казнью. Таинство начинается после заката. Старейшие представители племени рассаживаются вокруг костров на камни, вооружаются барабанами, бумерангами и диджериду. В центре разжигается огонь, и начинаются ритуальные танцы. Аборигены в танце изображают людей, птиц, животных и даже растения, потому что для них всё это – части одного мира. Вооружившись длинными копьями, танцоры изображают сцены сражений, битв или охоты. Все действо проходит под звуки музыкальных инструментов и общее пение.
Отдельно стоит отметить ритуальные танцы аборигенов. Некоторые их них являются родовыми танцами и передаются из поколения в поколение. Обычно в представлении одновременно участвуют мужчины из четырех, пяти и даже шести поколений одной семьи. Все движения танцоров имеют свое значение и обычно рассказывают историю рода. Также существуют развлекательные танцы, которые напоминают жителям племени о каком-то забавном событии, произошедшем со времен последнего корробори. Эти постановки обычно бурно приветствуются музыкантами и зрителями и сопровождаются улюлюканьем.
Некоторые танцы являются частью шаманского заклинания, например, наведения порчи. Во время ритуала танцор держит в руках кость, которую в конце действа направляет на того, на кого наводят порчу. Этот обряд, именуемый «указывающая кость», всегда наводил на аборигенов ужас, так как проводился шаманом. А в проклятье шамана верили все.
Некоторые участники ритуала находятся в трансе, во время которого, как считают австралийцы, их душа посещает мир небес. Там люди могут пообщаться со своими умершими родственниками, ведь человек рождается в небесах и туда же уходит его душа после смерти. Если во время праздника налетает внезапный порыв ветра, слышен далекий крик птицы или вдруг все небо затягивается тучами, значит, сущности Ванджина спустились через трансовый коридор к людям. Заканчивается ритуал с первыми лучами солнца. Уставшие и одухотворенные мужчины возвращаются домой, неся в себе сакральное знание предков.
Путешествие через океан
Широкая публика узнала о существовании диджериду лишь в конце двадцатого века. Известный композитор Стив Роуч, пионер музыкального направления эмбиент, путешествовал по миру в поисках новых музыкальных инструментов. В Австралии музыканта привлекло необычное звучание трехметровой трубы, звук которой нельзя было с чем-либо сравнить. Роуч познакомился с представителями местных племен и взял у них уроки игры на идаки. Вернувшись в родную Калифорнию с несколькими дижериду, композитор стал активно использовать их в своих произведениях.
Так древнейший инструмент пересек океан и распространился по всему миру. Всемирной популярности диджериду обязан ирландскому исполнителю Ричарду Дэвиду Джеймсу, который взорвал танцполы всего мира своими поразительными композициями.
Техника игры на диджериду
Для освоения техники игры на диджериду вам не потребуется знания нотной грамоты, так как нот для инструмента нет. Опытные музыканты выстраивают мелодии на слух, основываясь на собственных ощущениях и вибрациях трубы.
Диджериду отличается от других духовых инструментов тем, что звук получается не за счет выдоха, а за счет вибрации губ. Далее звук проходит через полость трубы, многократно усиливаясь. Чтобы извлечь первые звуки из идаки, необходимо полностью расслабить губы и язык. Затем поместить губы в мундштук и резко выдохнуть, вызывая вибрацию языка, щек и губ.
Обычно у нетренированного человека уходит около 10 минут на то, чтобы извлечь первую ноту. Когда диджериду впервые подаст голос, вы сразу это поймете. Инструмент завибрирует, а вся комната наполнится низким, всепроникающим рокотом.
Когда ваше гудение станет уверенным, переходите к созданию собственной мелодии. Попробуйте поменять высоту звука или неслышно пропеть гласные. Почувствуйте, как меняется звучание диджериду. Следующим этапом освоения идаки является артикуляция. Необходимо не отрывая губ от мундштука, научиться произносить гласные и согласные звуки, а также их сочетания. Именно так выстраивается ритмический рисунок мелодии. Со временем, вы начнете чувствовать инструмент и легко сможете «разговаривать» с ним.
Также читайте:
Как использовать ароматические палочки?
Основы ароматерапии
10 интересных фактов об экзотической Азии